ЭФФЕКТИВНАЯ РАБОТА НА УКВ ИЗ ВАГОНА ПАССАЖИРСКОГО ПОЕЗДА

UA6HJQ/M ( из собственного опыта автора)

июнь 2002г.

Мне предстояло путешествие на поезде по маршруту КИСЛОВОДСК - САРАТОВ и обратно длиной 1200км и длительностью примерно 27 часов. Конечно, захотелось взять с собой и УКВ станцию, чтобы можно было интересно провести это время. Обдумывая варианты работы из вагона я взял несколько антенн и теперь могу рассказать, то что пришлось проверить на собственном опыте. В этой статье, хочу рассказать о наиболее эффективной работе на УКВ из пассажирского поезда и что для этого нужно. Незнаю, нарушали мои действия какие либо инструкции принятые на железной дороге или нет, во всяком случае у проводников ко мне вопросов не было.

ua6hjq/m на пероне с радиостанцией
rw6hqn/m во время остановки

Хочу напомнить, что вагон сделан из железа и представляет из себя хороший экран. Выход один, выносить антенну за вагон. Это можно сделать несколькими способами:
  1. Проще всего, приоткрыть окно и высунуть из него антенну 1/4 или 5/8. Это будет очень эффективно и позволит проводить QSO с дальностью 5-15км от вагона.
  2. Более сложно, но ещё эффективнее использовать автомобильную антенну 1/4 на магните. Для её установки откройте окно в вашем купе и взобравшись на столик прилепите антенну на магните как можно выше над окном вагона. Затем закройте окно и подведите провод к вашему месту. Этот способ самый эффективный и позволяет работать на 15-35км и более. Использовать антенну длиной 5/8 на магните опасно, так как она очень длинная и сильно болтается во время движения поезда. Отрыв магнита на полном ходу поезда может печально закончится как для антенны, так и для радиостанции и окна. В пользу 1/4 на 144мгц, можно добавить то, что её можно использовать и на 433мгц.

За те 2.5 суток, которые в общей сложности пришлось провести в вагоне, помех на радиостанцию от высоковольтных линий, замечено не было. Проведено примерно 30 QSO на диапазонах 144 и 430мгц, в прямых каналах и через репитеры. К сожалению, не приходится расчитывать на хорошие антенны у корреспондентов.

Теперь немного о том что и как было слышно из поезда по пути. Выехав за пределы КМВ ближайший радиолюбитель встретился в Невинномысске. Репитер на R0 было слышно почти до Армавира, но не всегда хорошо. Ставропольский репитер на R3 слышно было недолго на 3 балла. Армавирский репитер на канале R1 слышно отлично и долго! 59+! Далее по дороги появляется Кропоткинский репитер на R6, который работает также замечательно. Слышно его на 59+ очень долго! Так как наш поезд повернул в сторону Сальска, то в эфире тишина. До Волгограда радиостанцию можно выключать. За час до Волгограда слашно их репитер на R1. Вызывная частота в Волгограде 144500кгц, на 145500кгц обычно никого нет. При выезде из Волгограда хорошо слышен их второй репитер на R3. Далее опять тишина почти до Саратова. В Саратове работает репитер на R1 и вызывная частота 145500кгц. Из некоторых высоких точек города Саратова, слышно репитер на R6 из Балаково, хотя до него 150км.

Хочу обратить внимание, что в городах Волгоград и Саратов есть корреспонденты работающие на 433мгц. Постоянных вызывных частот там нет, поэтому связь нужно осуществлять по договорённости.

Игорь
UA6HJQ/M